Электронный учебно-методический комплекс

ХИМИЯ

--

Пояснительная записка
 
Теоретический раздел
Литература
Тем. план лекций
Демонстрационный материал
 
Практический раздел
Тем. план лаб. занятий
 
Раздел контроля знаний
Модули
Вопросы
 
Вспомогательный раздел
Учебная программа
Самоподготовка
 
Авторы

-

Химия – динамичная, быстро развивающаяся область знаний. Задача химической подготовки современного специалиста должна заключаться в формировании у него химического мышления, помогающего ему решать вопросы качества и надежности различных препаратов, а также многообразные частные проблемы биохимического направления.

Основная цель изучения дисциплины «Химия» состоит в том, чтобы дать студентам, обучающихся по специальностям 1-74 03 01 Зоотехния и 1-74 03 03 Промышленное рыбоводство теоретические, методологические и практические знания, формирующие современную химическую основу для освоения профилирующих учебных дисциплин и выполнения основных профессиональных задач: повышения производства доброкачественных продуктов и сырья животного происхождения, профилактики и лечения болезней животных и рыб, охраны окружающей среды от загрязнений и др.

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) “Химия составлен в соответствии с современным уровнем химической науки, где учтены специфические требования, которые предъявляются к специалистам в области животноводства и рыбоводства. Цель данной разработки – помочь студентам более глубоко понять теоретические основы химии на примерах конкретных типовых задач. Студентам предлагается методика выполнения заданий по основным темам контрольных модулей. Ответ на теоретические вопросы основывается на лекционном курсе, а также при необходимости на поиске дополнительной информации, использовании приемов творческого мышления.

ЭУМК задает объем материала, подлежащего изучению в курсе “Химия”, и объем сведений по каждому изучаемому вопросу. Наряду с чтением лекций по данному курсу предусмотрено проведение лабораторных занятий. В процессе обучения студент также знакомится с основами лабораторного практикума. Предполагается, что комплекс будет реализовываться преподавателем также и в форме индивидуальной работы со студентами.

Весьма важно, что в большинстве случаев обращается внимание студента на значимость изучаемого вопроса при рассмотрении химических процессов: взаимодействия веществ; механизм образования растворов, сущность окислительно-восстановительных процессов; особенности химии элементов и т.д. Каждая тема содержит необходимую теоретическую информацию. Растворы – гомогенные системы переменного состава, играют чрезвычайно важную роль в функционировании живых систем. Важно понимать протолитические и коллигативные свойства растворов при изучении особенностей биожидкостей организма, а также биологических и физиологических функций систем. Рассматриваются вопросы, касающиеся биогенных элементов, миграции элементов и ряд других. Умение решать задачи позволит студентам более глубоко понять функции отдельных систем организма, а также их взаимодействие с окружающей средой.

Органическая и биологическая химия дает знания о химическом строении и функциях веществ, входящих в состав живой материи, и их превращениях в процессах жизнедеятельности. Совокупность этих превращений в постоянной взаимосвязи с окружающей средой обеспечивает функционирование живых организмов в условиях сбалансированности процессов синтеза и распада веществ в клетках и тканях. Указанный модуль является логическим продолжением ранее прослушанных курсов по общей  химии с основами аналитической и интегрирует знания студентов, полученные как по химическим, так и биологическим дисциплинам, в результате чего обеспечивается целостное представление о молекулярных основах процессов жизнедеятельности и биохимии технологии хранения и переработки животного сырья. Согласно программе курса, изучаемые темы имеют профессиональную направленность, что помогает сформировать у студентов биохимическое мышление и позволяет получить базовые знания для освоения дисциплин профессионального цикла, прежде всего кормления, разведения сельскохозяйственных животных, ветеринарии, зоогигиены.

Цель ЭУМК – сформировать у студентов целостное восприятие химии, показать ее тесную связь с живыми организмами, сделать изучение химии как можно более эффективным и увлекательным. Полученные знания химии также необходимы для успешного последующего изучения специальных дисциплин.

Преподавание химии и основ химического анализа студентам зооинженерного профиля требует издания соответствующих методических рекомендаций, так как использование специальных пособий и учебников является весьма затруднительным. Основными формами учебных занятий студентов являются работа в сотрудничестве с преподавателем и самостоятельная работа над учебным материалом. В курсе химии она слагается из следующих элементов: посещение лекций; выполнение лабораторного практикума; изучение дисциплины по учебникам и учебным пособиям; выполнение заданий; индивидуальные консультации; сдача зачета по лабораторному практикуму; сдача экзамена по всему курсу.

Основной путь усвоения знаний и приобретения навыков творческого мышления у студентов первого курса – это всесторонняя деятельность с использованием блочно-модульной системы оценки знаний. С учетом данного подхода в учебном пособии представлена подробная методика решения блочно-модульных заданий по основным разделам изучаемой дисциплины. В разработке рассмотрены практические задания основных тем курса.

В данном пособии, составленном в соответствии со стандартами и учебной программой, студентам предлагаются типовые задания по разделам дисциплины «Химия». Теоретическое изучение вопросов программы основывается на работе с учебными пособиями и учебниками, приведенными в списке литературы, а также при необходимости на поиске дополнительной информации, использовании приемов творческого мышления. Изучение курса химии должно обязательно сопровождаться выполнением упражнений и решением задач. Решение задач один из лучших методов прочного усвоения, проверки и закрепления теоретического материала.

Для того чтобы ориентироваться на полный объем контроля знаний, студентам предлагаются теоретические вопросы и примерные варианты модульных заданий. Требования к результатам обучения дисциплины представлены в виде основных типов задач и упражнений, которыми студенты овладевают на занятиях. При решении задач и упражнений студенты осваивают работу со справочной литературой и основы химической номенклатуры. По всем темам курса предусматривается выполнение контрольных заданий, завершающих разделы блоков. В УМК представлены темы лабораторного практикума, где предусмотрено ознакомление студентов с химическими реактивами, лабораторной посудой и приборами, освоение умений и навыков проведения химического эксперимента.

Список литературы включает наиболее доступные и написанные на современном уровне учебные пособия, причем по своей значимости для данного курса она подразделяется на основную и дополнительную. Проработка всех источников в списке литературы необязательна. Большой ее перечень позволяет студентам пользоваться теми учебными пособиями, которые имеются в библиотеке.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

-  основные химические понятия и законы;

-   наиболее важные термодинамические и кинетические закономерности химических процессов;

-  буферные растворы и коллигативные свойства растворов;

-  коллоидные растворы и физико-химические особенности поверхностных явлений;

-  свойства биогенных элементов и их соединений, представляющих наибольший интерес для специалистов сельского хозяйства;

-  основные методы качественного и количественного анализа;

-  химическую природу органических соединений и их биологическую роль;

-  биологически активные вещества, их применение в зоотехнической практике;

-  основные закономерности метаболических процессов, лежащих в основе физиологических явлений;

-  вопросы функциональной биохимии, в частности биохимии крови, мышц, нервной и соединительной ткани, печени и основ биохимии продуктивности;

-  биоэнергетику живого организма;

уметь:

-  прогнозировать на основе законов стехиометрии и термодинамики протекание процессов;

-  готовить растворы заданной концентрации;

-  характеризовать специфическую роль биогенных элементов и их соединений в живых системах;

-  проводить химические и физико-химические методы анализа при зоотехнических и биохимических исследованиях и в исследованиях по контролю окружающей среды в зонах животноводства, птицеводства и рыбоводства;

-  определять биохимические показатели основных обменов, крови и мочи;

владеть:

-  понятийным аппаратом, основными законами и теориями современной химии;

-  теоретическими знаниями свойств элементов и веществ в объеме, достаточном для последующего усвоения специальных дисциплин;

-  методами самостоятельной экспериментальной работы в химической лаборатории и способами безопасного обращения с веществами, лабораторным оборудованием;

-  основными методиками химических и физико-химических методов анализа при зоотехнических и биохимических исследованиях, а также в исследованиях по мониторингу качества кормов и гигиены среды обитания.

Изучение химии требует хорошей подготовки в объеме школьной программы по химии и определенной физико-математической подготовки.

Взаимосвязь химии с другими дисциплинами строится на основе научных теорий и их структурных элементов (понятий, законов, закономерностей, следствий, фактов, явлений) с учетом знаний, приобретенных в средней школе. Содержательно-информационный аспект этой взаимосвязи ведет к формированию системных и профессионально значимых материаловедческих, термодинамических, кинетических, электрохимических, экологических и других знаний.

Авторы надеются, что такой подход к процессу обучения позволит студентам лучше понять и качественно усвоить материал курса химии и в конечном итоге даст возможность получить высокие оценки по модульно-рейтинговой технологии обучения.